ФОТИСТОРИЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЙ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КУРС
НА ОСНОВЕ ФОТОГРАФИИ И ФОТОТЕРАПИИ
занятия по авторской развивающей игре «Fotistoriya. Страна не чужих историй»
Традиционно для творческого развития ребёнка используют такие занятия, как лепка, рисунок, танец, музыка, театр; реже - литература, составление историй. Но мы живём в век фотографии, и она по своему воздействию сильно отличается от другого творчества.
Ребёнок становится внимательным, разглядывая фрагменты реального мира, прислушивается к себе. Учится сопереживать не абстрактному герою, а вполне себе реалистичному – такова уж особенность фотографии; а значит – быть чутким к тем, кто рядом.
Снимки, как часть реальности, знакомы и в тоже время метафоричны и проективны. Именно это их свойство развивает так недостающее нам визуальное мышление и эмоциональный интеллект. Реальность фотографии будоражит чувственность, заставляет прожить – услышать, почувствовать, осязать.
Это не клипарт, не набор выхолощенных снимков, не постановочная или предметная фотография. Суть не в энциклопедическом разнообразии изображений, а в снимках, которые наводят на размышления, состояния; в которых есть среда, воздух, настроение. Фотографии авторские и не случайные: они подсмотрены из жизни и не оторваны от неё. Содержат в себе некий поэтический реализм, который не даёт уходить от реальности и себя в воображаемые миры и учит видеть и находить лучшее вокруг. Элементы мира здесь не всегда сразу узнаваемы, а наталкивают на вопросы: «Что это?», «Живое-не живое?», «Съедобное или нет?», «Маленькое или большое?». И так далее. Чередуясь от маленьких к большим, от макроизображений к панорамным видам, фотография оттачивает навык внимательности, тренирует глазки и мозг. Снимки содержат эстетический созерцательный момент – мгновения любования природой, животными, реальным миром, чего не дают рисунки.
Чем младше ребенок, тем больше он смотрит и спрашивает, познает мир. Рождается много-много «почему?» Это очень тёплое и близкое общение, очень трогательное и даже в какой-то степени – интимное.
А по историям, которые составляют дети постарше, можно понять их внутренний мир, состояние. У одних детей в историях постоянные трагедии или насилие (ударил, убил, съел и так далее), другие рассказывают про дружбу.
Читая, ребёнок запоминает структуру слова, фразы. Усваивает окончания и предлоги. Учится выстраивать свою речь. При чтении - задействовано множество зон мозга, потому что невозможно отделить чтение от работы памяти - разных видов - как кратковременной, так и долговременной, от огромного ассоциативного поля, от зрительного восприятия, от соотнесения звука и графемы - поэтому это огромная работа! Множество участков должны включится в единый процесс, чтобы организовалось чтение.
Чтение бумажной книги развивает эмоциональный интеллект (улучшает способности к распознаванию человеческих эмоций) и тренирует память.
У начитанных и способных к анализу текстов людей повышенная мозговая активность.
Важно ощущение бумаги, запах, шрифт, оформление - эстетика.
На курсе ребёнок получает уникальную возможность прочитать свою собственную историю! А это прямой источник любви к чтению.
Не все дети любят сочинять истории - это факт, особенно в наше время, когда всё готовое, когда за чужим сюжетом не видно своего. Не все дети могут рассказать свою историю родителю (или преподавателю). Не у всех родителей есть время и навык для того, чтобы сочинять с детьми. Но в нашей истории есть несколько важных «НО» :
• Отсутствует прямая связь учитель-ученик. Мы вместе с ребёнком просто читаем книгу, в которой есть семья, девочка с кошкой и единорог. С ними происходят необычные случаи и мы следуем за ними. Это не урок, а путешествие. При чём для меня такое же новое и волшебное, как и для ребёнка.
• Истории строятся по фото-карточкам. А они не случайные, и дети часто спрашивали: «а эти фотографии с тобой случились?» Да, они случились со мной. Некоторые просили показать, как же из фотоаппарата карточки-то выходят! Снимки - это факт. Там УЖЕ что-то происходит. Мы находим что именно и описываем.
• Любимые истории из детства предопределяют нашу жизнь. Это не только книги или легенды, но и база для стихов, песен, мюзиклов, сценариев к фильмам и мультфильмам, спектаклям. В какую сторону может раскрыться потенциал вашего ребёнка?
• Когда повседневные дела и ежедневные обязанности становятся историей, то с ними легче справляться.
• Истории - это развитие способности мыслить творчески, что делает человека самобытной личностью.
• Истории - это элемент сказки и волшебства в повседневной жизни.
Не игры вообще, а именно «Фотистории» , где я использую фото-карточки.
Главное в том, что в ней:
• Отсутствует соревновательный момент, что быстрее приводит к прогрессу (парадокс игры).
• Присутствует элемент ролевой игры. Это даёт возможность свободно и безопасно примерить на себя любую роль, любой характер, и выйдя из игры оставить понравившиеся качества при себе. Что придаёт уверенность.
На курсе мы практикуем прогулки-исследования, изучая мир с помощью осязания, прислушивания и рассматривания. Когда ребёнок свободно гуляет, рассматривая природу и окружающий мир, у него формируется своя собственная (а не навязанная кем-то) картина мира. Природа и окружающий мир - это всегда доступный источник вдохновения для развития.
Движение помогает усвоить и переработать весь новый материал.
Чем больше ребёнок начинает замечать вокруг, тем чаще задаётся вопросами: «что это?» , «почему это?» и затем приходит к решению: «Это мне интересно, а это нет» . А на искреннем ИНТЕРЕСЕ, как говорит нейролингвист Татьяна Черниговская - целые цивилизации строились. Не на пятёрках в дневнике, а на интересе.