Fliplook – авторский жанр фотокниги для детей

книга твоих историй
Её особенность в том, что она полностью состоит из снимков и почти не содержит текста, за исключением некоторых наводящих вопросов по которым строится сюжет. Она просто показывает – look, не диктуя своё мнение и истину или единственный вариант истории. А рассказывает зритель – ребёнок! И вот он уже не просто автор, сказочник, составитель – он сам размышляет, выуживает, выкристаллизовывает своё личное мнение, становится внимательным, разглядывая фрагменты реального мира, прислушивается к себе. Учится сопереживать не абстрактному герою, а вполне себе реалистичному – такова уж особенность фотографии; а значит – быть чутким к тем, кто рядом.
У любой книги, в том числе у комиксов, рассказов в картинках или даже классической фотокниги есть смысловая последовательность. Нельзя читать текст, выхватывая куски из разных мест – не получится понять комикс нелинейно. Fliplook – можно! «Читать» вверх ногами, не зная букв – в том числе деткам с дислексией – сколько угодно раз, с любого места, в любом порядке. Усложняя сюжет, рассказывая о том, что осталось за границей фотоснимка. А там – бесконечность! Нелогичный, непоследовательный, непредсказуемый сюжет, где нет конца сказки – она как бы всё время продолжается. Снимки, как часть реальности, знакомы и в тоже время метафоричны и проективны. Именно это их свойство развивает так недостающее нам визуальное мышление и эмоциональный интеллект. Реальность фотографии будоражит чувственность, заставляет прожить – услышать, почувствовать, осязать.
Fliplook – это не клипарт, не набор выхолощенных снимков, не постановочная или предметная фотография. Суть не в энциклопедическом разнообразии изображений, а в снимках, которые наводят на размышления, состояния; в которых есть среда, воздух, настроение. Фотографии в книге авторские и не случайные: они подсмотрены из жизни и не оторваны от неё. Содержат в себе некий поэтический реализм, который не даёт уходить от реальности и себя в воображаемые миры и учит видеть и находить лучшее вокруг. Элементы мира здесь не всегда сразу узнаваемы, а наталкивают на вопросы: «Что это?», «Живое-не живое?», «Съедобное или нет?», «Маленькое или большое?». И так далее. Чередуясь от маленьких к большим, от макроизображений к панорамным видам, фотография оттачивает навык внимательности, тренирует глазки и мозг. Снимки содержат эстетический созерцательный момент – мгновения любования природой, животными, реальным миром, чего не дают рисунки. А ещё fliplook позволяет почти по-настоящему потрогать что-то, чего в реальной жизни мама не разрешит – например, грязные рабочие перчатки или обледеневший железный забор. Здесь можно отдохнуть, наслаждаясь видами природы. Остановится и рассмотреть детали, мимо которых в спешке пробегаем каждый день.
Вам предстоит показать ребёнку, как в этой необычной книге складываются истории. И это будут его собственные сюжеты! Свергнем «Замолчи и слушай!» и заменим на долгожданное «Говори-говори-говори, радость моя, размышляй сам!» В общем-то, любые истории, как и ответы, начинаются с хороших вопросов. Несколько раз вы ответите на них вместе с ребёнком, а потом он прекрасно справится сам. Отвечая на вопросы, ребёнок одновременно учится их задавать! В этой книге каждый разворот сам по себе уже история. Переворачивая странички в свободном порядке, следуйте за вечным: «Что дальше?» Переверните страницу – flip, кувырок! – и рассказ продолжится. Взгляните на фотографию. Опишите все детали, а также форму, цвет, размер, фактуру. Попробуйте ощутить запах или вкус, услышать звук. Если это пейзаж, природа – устройте прогулку. Какое здесь время года, суток, состояние природы? А что же там, за границами снимка? Что чувствуете? Может, возникли воспоминания или мечты, изменилось настроение? Кто-то есть рядом? Flip! А, может, скоро придёт или уже ушёл? Flip! Куда? Flip! Откуда? Flip! А, может, что-то произошло или произойдёт? Где? Flip! Когда? Flip – туда и обратно, вдоль и поперёк, вверх ногами и сколько угодно раз, включая обложку. Если на снимке герой, то как его зовут? Какой у него характер, хочется ли с ним заговорить? Что он сам рассказывает? Наверняка у него есть своя история, чувства, желания. Есть ли в этих историях и в самой книге ваш ребенок? Где, что делает? Плывёт на корабле, скачет на лошади, кушает сладкий арбуз? А о чём сейчас разговаривают герои (и не только те, кто на страничке, а по всей книге)? О чём говорят те, кого не видно?
Flip? Один fliplook может заменить несколько книг, это особенно удобно в дороге. Истории можно не только рассказывать, но и записывать и зарисовывать. Тогда у вас получится настоящая книга рассказов и сказок, где автор – ваш ребёнок.
Наша жизнь, наша история – непрерывный поток, но для удобства мы разделили его на условные отрезки, время от времени бросая в реку жизни камушки, пуская кораблики с пометками: «Это сегодня», «Это завтра», «Это вчера»; утро, день вечер; времена года, дни рождения, Новый год. Здесь начало, а здесь – конец… Fliplook – это книга историй не только без конца, но и без начала – как неустанный поток жизни, где любое начало здесь и сейчас.

Так как насчёт того, чтобы где-то там, на фоне повседневного бытования, звучал не телевизор, а журчащий ручейком голос вашего ребенка – рассказчика? Fliplook ждёт его историй, его разбуженного голоса и воображения. Физически книга конечна, но трактовка снимков и их комбинации – практически бесконечны.
Почему улитка съела капитана?
Fliplook – случай из практики
В последнее время мне посчастливилось лично и очень близко почитать с детками разного возраста Fliplook. Я открыла книгу не объясняя, что это такое и что здесь нужно делать. Хитрые девчушки-щебетуньи шести лет смекнули сразу. Их фантазии не было предела. История лилась на меня летним ливнем. Они переворачивали странички быстро, выстраивая по одному предложению, лишь бы узнать (придумать): «А что дальше?» Вот страничка с капитаном. Что с ним произошло?
Девочки переворачивают наугад и говорят: «Да его съела улитка!» И убегают играть в догонялки.
Мальчик 4 лет долго спрашивал меня: «Оля, почему улитка съела капитана? Там так написано?» Он привык, что в книгах обязательно пишут, там уже есть сюжет.

А потом мы долго-долго листали и рассматривали. Чем младше ребенок, тем больше он смотрит и спрашивает, познает мир. Рождается много-много «почему?» Это очень тёплое и близкое общение, очень трогательное и даже в какой-то степени – интимное.

А по историям, которые составляют дети постарше, можно понять их внутренний мир, состояние. У одних детей в историях постоянные трагедии или насилие (ударил, убил, съел и так далее), другие рассказывают про дружбу. Удивительно, но примерно из 10 детей всего лишь один сам обратил внимание на снимок с мусором и развил эту тему. Остальные пролистывали и как бы не замечали этих снимков.

В тоже время, старшие дети (5-6 лет) хорошо успокаивались этой книгой. Они брали её, находили укромный уголок в группе и уединялись, и, я думаю – погружались в свой уютный мир.
Папа одного мальчика (мальчику 3,5 года) сказал: «В начале я сам составлял истории. Потом я начинал, а сын продолжал. После нескольких раз я заметил, как он стал сам очень ровно и логично выражать свои мысли».

Особое впечатление произвела на меня девочка 2,5 года. Я думала, что она ещё не разговаривает. Малышка ходила вокруг старших детей и наблюдала, как они делают поделку. Когда старшие вошли во вкус, я посадила девочку на коленки и просто открыла флиплук... И на меня посыпалась такая чёткая, логичная и грамотная речь, что у меня (извиняюсь) – челюсть отвисла. При этом я рта не раскрыла. Но услышала столько всего поразительного, что и от старших не услышишь!

Она рассказала про всех животных и птиц, как они разговаривают, какие у них детки, какая шёрстка, что они едят. Кого из них она видела в жизни, где это происходило. Увидела зимний пейзаж и рассказала, как она быстро катается на своих маленьких лыжах с маленькими палочками. На развороте с фотографией озера сказала: «Здесь рыбки живут!» Да так сказала, что старшие дети прибежали посмотреть. «Где, где?» «Там – в воде!» – ответила она (хотя на снимке не было рыб). Потом продолжила, что там живут ещё и уточки... Чувствуете отличие глубины и проницательности взгляда маленьких детей и постарше?..
Увидев лесенку и гору – поднималась по ней, при этом жестикулируя пальчиками (топ-топ-топ). Котик вызвал у неё умиление и улыбку, и она рассказала про котика, который живёт у бабушки. Она смеялась и грустила, а увидев следующий снимок никак не могла с ним расстаться, повторяя: «Мамина варежка!» Видимо заскучала в садике по маме.
Как итог – я не встретила ни одного равнодушного ребёнка. Как только открываешь книгу – сразу же прибегают рассматривать. И это ОЧЕНЬ разные разговоры!
Ищу поддержку
в издании и реализации авторских продуктов
на основе фотографии и фототерапии.
larsolga@mail.ru
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website